Часовой словарь: автоподзавод
В новой рубрике «Часовой словарь» сертифицированный FHH эксперт Юрий Хнычкин объясняет значение важнейших часовых терминов.
Текст: Юрий Хнычкин, сертифицированный FHH часовой эксперт и редакционный директор watchalfavit.ru
В описаниях часов вам наверняка встречались пояснения «автоподзавод» или «ручной завод». Это одна из важнейших характеристик часового механизма, уточняющая каким образом его заводная пружина получает необходимую энергию. Если в часах с ручным заводом эту работу берет на себя человек, вращая заводную коронку, то в часах с автоподзаводом ее выполняет инерционный груз, колеблющийся в такт движениям запястья с часами.
Первым применить груз для завода пружины догадался в 1777 году современник Бреге, также носивший имя Абрахам-Луи – Перреле (Бреге использовал изобретение тезки в часах perpétuelle, то есть «вечных»). Однако во времена Бреге «автоматы» не получили распространения по естественной причине: карманные часы преимущественно пребывали в статичном положении и преспокойно обходились для завода ключом или заводной коронкой, изобретенной в 1844 году Жан-Адрианом Филиппом, который увековечил свое имя в названии марки Patek Philippe.
Звездный час автоподзавода наступил в XX веке, с вхождением в оборот наручных часов. На новом историческом витке решающее слово сказала марка Rolex, которая в 1931 году разработала систему Perpetual, где в качестве заводящего пружину инерционного груза используется полукруглый ротор, свободно вращающийся вокруг центральной оси. С тех пор на циферблатах часов, снабженных системой автоподзавода, появились слова Automatic или Self-winding, а Rolex продолжает использовать термин Perpetual.
Наличие автоподзавода можно определить и перевернув часы обратной стороной. Если задняя крышка имеет прозрачное окно, то первым делом вы увидите за ним ротор, закрепленный на центральном подшипнике. В некоторых случаях при вращении он производит тихий приятный звук, который нравится многим владельцам. Производители любят украшать роторы гравировкой или придавать им ажурную форму. Чтобы обеспечить повышенный крутящий момент, передающийся на пружину, ротор в часовых механизмах высокого класса выполняют из драгоценных металлов с высоким удельным весом – золота или платины.
Для особенных поклонников механики, желающих насладиться зрелищем часового механизма целиком, придуманы альтернативы массивному центральному ротору. Например, мануфактура Patek Philippe часто использует в своих автоматических калибрах золотые микророторы. Они не только не перекрывают обзор, но и способствуют уменьшению общей толщины механизма, поскольку помещаются на часовой плати́не (основе механизма) на одном уровне с другими деталями.
Другой вариант практикует марка Breguet. Периферический ротор в форме золотой дуги вращается по окружности механизма, также не мешая любоваться богато отделанным калибром.
Современные механизмы с автоподзаводом легко обеспечивают трехсуточный и более запас хода. Это не значит, что автоматические часы могут вовсе обойтись без заводной коронки: если они длительное время пробудут в покое (не на запястье), то они, конечно, остановятся. Для запуска механизма обычно достаточно просто покачать часы в руке, давая возможность ротору провернуться, но для полной уверенности мы рекомендуем несколько раз прокрутить заводную коронку по часовой стрелке, то есть от себя. Делать это можно без опаски, так как перезавести механизм не даст специальный ограничитель, но и без излишнего рвения: вы придаете пружине первоначальный импульс, а дальнейшую работу сделает ротор, когда часы займут свое место на запястье.
Если вы не доверяете своим навыкам ручного подзавода или же автоматических часов в вашей коллекции много, то имеет смысл обзавестись вотчвайндером – специальной шкатулкой-«заводилкой». Вращающиеся ячейки с электрическим приводом крутят помещенные в них часы, заставляя ротор автоподзавода вращаться. Итальянская компания Scatola del Tempo выпускает широкий ассортимент отделанных ценными породами дерева и кожей вотчвайндеров, рассчитанных на различное количество часов – от одних до девяти.